Программа «Мой первый проект» является универсальной и может быть использована педагогами дополнительного образования при реализации общеобразовательных общеразвивающих программ любой направленности.
Направлена на работу с дошкольниками, младщими и средними школьниками 5-14 лет, по уровню освоения – общеразвивающая. Обучение по программе направлено на усвоение новых знаний, умений, формирование компетенций, видов и способов действий, необходимых для организации исследовательской деятельности по различным направлениям.
В работе с детьми указанного возраста закладываются основы подхода к проектной деятельности в виде решений творческих заданий и формируются умения планировать, анализировать, ставить цель, вступать в учебную коммуникацию.
Программа предусматривает проведение занятий детей в группах, парах, индивидуально в учебном кабинете, библиотеке, на участке, в музее и включает проведение наблюдений, экскурсий, опытов, викторин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1.Вводная беседа «Мир вокруг нас». Предмет исследования.
Знакомство с понятием «проект». Что может стать предметом исследования. Зачем и как проводить исследование.
Занятия 2-3. Экскурсия по зданию и территории. Секреты предметов и явлений.
Обсуждение круга интересов по направленности изучаемой программы.
Игра-маршрут «Найди клад» (сбор материалов по интересуемому проекту)
Занятия 4-5. Такие разные игрушки (выставка игрушек: история появления, из чего, для чего)
Тренировочные упражнения для развития умений классифицировать:
Игра «Продолжи ряды» (Игрушки – это).
Игра "Найди ошибку в классификации".
Занятие 6. День вопросов и ответов. Проблема, решение проблемы. Гипотеза, предположение.
Тренировочные упражнения для развития умений задавать вопросы:
Игра "Угадай, о чём спросили"
Игра "Вопросы машине времени"
Игра "Вопросы незнакомого человека"
Тренировочные упражнения для развития умений видеть проблемы:
"Посмотрите на мир чужими глазами"
"Составьте рассказ от имени другого персонажа"
"Сколько значений у предмета"
"Тема одна – сюжетов много"
"Увидеть в другом свете".
Тренировочные упражнения для развития умений выдвигать гипотезы:
"Найдите возможную причину события«
Занятие 7. Цель проекта. Задачи проекта. План проекта.
Включение обучающихся в проектную деятельность через тематические карточки.
Занятия 8-9. Поиск информации. Экскурсия с библиотеку. Видео-экскурсия в музей.
Работа с пинктограммами (карточки с символическими изображениями «методов поиска информации» по А.И. Савенкову) и дидактическими пособиями.
Занятия 10-12. Работа над проектом по плану: гипотеза, наблюдение, анализ наблюдений, выводы.
Тренировочные упражнения для развития внимания и наблюдательности:
Упражнение "Парные картинки, содержащие различия"
Игра "Найди ошибки художника"
Игра "На какую геометрическую фигуру похож предмет"
Игра "Мысленный эксперимент"
Занятия 13-14. Подготовка к защите проекта: подготовка выступления и презентационных материалов (рисунки, схемы, макеты).
Представление результатов деятельности: демонстрация рисунков, схем, макетов. Умение задавать вопросы авторам проекта.
Занятия 15-16. Защита проектов. Подведение итогов.
Представление своих проектов на мини-конференциях в группе
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Формирование у детей умений проектной деятельности как условия их творческого развития на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Личностные:
-формирование познавательного интереса к проектной деятельности, развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве;
Метапредметные:
-умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, анализировать полученные результаты и делать выводы; умение взаимодействовать в группе;
Предметные:
- усвоение знаний и основных закономерностей в выбранном направлении исследования.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Прием в творческие объединения осуществляется по желанию ребенка. По окончании учебного курса с целью представления результатов работы в творческих объединениях проводятся открытое занятие и конференция с презентацией проектов детей.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
-кабинеты для занятий, оборудованные с учетом санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся;
-технические средства, необходимые для создания информационной среды (интерактивная доска, компьютер, мультимедийная установка;
- наборы по моделированию и творчества (ножницы, клей, цветная бумага, картон, краски, карандаши, фломастеры, бумага и др.).
Занятие 1.Вводная беседа «Мир вокруг нас». Предмет исследования.
Знакомство с понятием «проект». Что может стать предметом исследования. Зачем и как проводить исследование.
Комментариев нет:
Отправить комментарий